13 июля 2023 г.

Коррупция маслом

Однажды я бродила по выставке известнейшего представителя сюрреализма, эпатажного художника XX века Сальвадора Дали и, дойдя до этой картины, не поверила своим глазам. Надпись под картиной гласила «Взяточники. Ад».

Это была серия иллюстраций к «Божественной комедии» Данте Алигьери. Избражая ад, Дали использовал присущие его стилю художественные детали — удлиненные конечности, расползающиеся лица, тревожные настроения и мрачные краски, — видимо, чтобы вызвать у зрителя ещё большее отторжение пороков. Взяточников — которых, как известно, Данте отнес к числу наиболее тяжких грешников и разместил на восьмом, предпоследнем кругу ада — Дали изобразил закованными в каменных скалах, лишёнными языка и истощёнными.


«Вот, к чему приводит жажда наживы путем неправомерных действий – решила я, а потом задумалась, — А как ещё коррупция проявлялась в изобразительном искусстве?». Казнокрадство, мздоимство, лихоимство, подношения... – эти преступления сопровождали взлет и упадок всех известных нам цивилизаций, поэтому, скорее всего, они оставили след на художественных полотнах.

Несколько произведений нашлось довольно легко в классической европейской живописи. Вот, например, диптих нидерландского художника XV века Герарда Давида «Суд Камбиса». Картина для зала судебных заседаний в ратуше написана по мотивам античных событий. Слева на картине изображен арест судьи, а справа – его казнь. Суд персидского царя Камбиса подразумевал сдирание кожи с продажного судьи, после чего из кожи казнённого изготавливали кресло уже для нового судьи. «Повелев ему помнить, на каком кресле восседая, он судит», Геродот.


А вот картина «Взятка» (1857) английского художника и иллюстратора Фредерика Ричарда Пикерсгилла. Здесь женщина отдаёт тюремщику шкатулку с драгоценностями с целью вызволения пленника. Художник светом выделяет лицо героини, показывая её эмоции и чувства. Смятение и опаска женщины контрастны по отношению к тюремщику, который находится в тени. А у читателя остается вопрос – восстанавливается ли таким образом справедливость или нарушается? Автор картины ничего об этом не говорит.


Коррупцию можно найти и в работах русских художников. Вот картина «Секрет» Маковского В.Е., написанная в 1884 г. Тогда была популярна жанровая живопись с небольшими сценками из городской жизни, освещающими и зачастую обличающими какие-либо насущные проблемы. На картине Маковского рядовой служащий, по-видимому, являющийся посредником, что-то шепчет на ухо начальнику. Чиновник с большим интересом слушает подчиненного, его глаза искрятся от поступившего предложения. Обращают на себя внимание жесты служащего, который руками показывает предполагаемый размер взятки. На картине изображен и сам проситель, вынимающий бумажник из кармана, а также еще один служащий, который сидит спиной и делает вид, что не слышит и не видит происходящее.


Нашелся также рисунок «Взяточник» Федотова П. А. 1848 года, который также изображает коррупцию как одну из самых злободневных тем русской жизни того времени. Ведь зачастую взятки брали за всё - за продвижение по службе, за выдачу любой справки. Брали все – от мелкого канцелярского работника до крупного чиновника. На рисунке изображен момент подкупа купцом одного из служащих. Рисунок сопровожден фразой: «Так завтра батюшка – А вот я посмотрю». Автор тем самым говорит, что исход дела будет определен суммой, которую принесут чиновнику завтра.


А какие художественные произведения на тему коррупции известны вам? Напишите нам, и мы дополним наш текст новыми изображениями.

А Вы что думаете?

We process cookies. Confidentiality Policy.
Данный сайт обрабатывает cookies. Политика конфиденциальности.