Ильсур Ахметшин

Президент Ассоциации этики бизнеса, 

комплаенса и КСО

 

 

Отраслевая программа развития антикоррупционного комплаенса и деловой этики в организациях Московского транспорта: от концепции до международной сертификации

 

Современное содержание антикоррупционных программ как в государственных, так и в частных организациях, требует включения в них требований международных стандартов и достижений лучших практик комплаенса и деловой этики. Понятно, что при таком подходе качество антикоррупционных программ значительно улучшается, а их эффективность возрастает.

 В настоящей статье рассматривается опыт разработки концепции и пилотного внедрения Отраслевой программы развития антикоррупционного комплаенса и деловой этики в организациях Московского транспорта («Отраслевая программа») на примере Автономной некоммерческой организации «Московская дирекция транспортного обслуживания» (АНО «МДТО»). При этом анализируется содержание Отраслевой программы в разрезе включения в нее рекомендаций международного стандарта ISO 37001:2016 «Системы менеджмента противодействия коррупции. Требования и рекомендации по применению». В заключительной части статьи приводятся подтверждения положительного эффекта, полученного в результате внедрения Отраслевой программы и включения в нее положений международного стандарта ISO 37001:2016.

 

АНО «МДТО» и Отраслевая программа

 

АНО "МДТО" учреждена Правительством Москвы с целью совершенствования транспортного обслуживания населения и организаций, развития новых видов транспортного обслуживания, а также осуществления деятельности в области права, в том числе организации мероприятий правового просвещения, предоставления рекомендаций и консультаций в области профилактики коррупции.

В АНО «МДТО» большое внимание уделяется тематике антикоррупционного комплаенса, и эта организация является пионером во внедрении инструментов комплаенса и деловой этики в транспортном комплексе города.

По инициативе АНО «МДТО» в октябре-декабре 2020 года была разработана Отраслевая программа развития антикоррупционного комплаенса и деловой этики в организациях Московского транспорта.[1]

В чем особенности Отраслевой программы? Во-первых, в том, что Отраслевая программа представляет собой системный документ, охватывающий 11 направлений антикоррупционного комплаенса и деловой этики:

 

1.     Лидерство руководителей,

2.     Организация функции антикоррупционного комплаенса и деловой этики,

3.     Периодическая оценка рисков,

4.     Кодекс деловой этики и поведения, политики и процедуры,

5.     Обучение и коммуникации,

6.     Горячая линия и внутренние проверки,

7.     Меры поощрения и дисциплинарные взыскания,

8.     Отношения с третьими лицами – проверка деловых партнеров,

9.     Мониторинг и тестирование,

10. Интеграция подведомственных организаций, дочерних и зависимых обществ,

11. Внешняя независимая оценка.

 

Во-вторых, Отраслевая программа рассчитана на применение не в одной отдельно взятой организации, а во всех организациях транспортной отрасли города Москвы. Для этих целей в ней определена компетенция централизованной функции антикоррупционного комплаенса и деловой этики.

В-третьих, Отраслевая программа содержит положения, направленные на организацию соблюдения требований не только российского законодательства, но и правил международных стандартов. Далее эта особенность рассматривается более подробно на примере отдельных направлений Отраслевой программы.

 

Отраслевая программа и международные стандарты

Первое направление в Отраслевой программе «Лидерство руководства» включает в себя важнейшие требования международных стандартов, связанные с установлением роли и компетенции менеджмента организации в системе управления антикоррупционным комплаенсом и формировании этической культуры. Следует отметить, что правила раздела 5 «Лидерство» в стандарте ISO 37000:2016 содержат положение, корреспондирующее с  соответствующим разделом  Отраслевой программы, а именно: «Высшее руководство должно демонстрировать лидерство и приверженность в отношении системы менеджмента противодействия коррупции…»[2].

Развивая требования международного стандарта, Отраслевая программа определяет, что руководство организации обеспечивает внедрение Отраслевой программы, предоставляя необходимые ресурсы (человеческие, технические, административные) для ее реализации. Кроме этого, руководство должно обеспечить «межфункциональную координацию при периодической оценке коррупционных рисков и эффективное взаимодействие всех вовлеченных служб в мероприятия по снижению идентифицированных рисков»[3]. Международный стандарт устанавливает в этом смысле требования, включающие в себя обязанность руководства организации выделять адекватные и надлежащие ресурсы для результативного функционирования системы менеджмента противодействия коррупции, обеспечивать интеграцию требований системы менеджмента противодействием коррупции в процессы организации [4].

Во втором направлении Отраслевой программы под названием «Организация функции антикоррупционного комплаенса и деловой этики» хотелось бы выделить положения, касающееся принципов организации этого подразделения, а именно: «Руководитель Отраслевой комплаенс-функции наделен необходимыми полномочиями и обладает независимостью в принятии решений»[5], а также положение о том, что «Отраслевая комплаенс-функция обеспечивается ресурсами, достаточными для реализации Отраслевой программы»[6]. В стандарте ISO 37001:2016 можно найти корреспондирующее положение в п. 5.3.2:   «Антикоррупционная служба должна быть обеспечена адекватными ресурсами, а назначенные лица должны быть наделены соответствующей компетентностью, статусом, полномочиями и независимостью»[7].

Отраслевая программа содержит подробный перечень обязанностей и прав руководителя комплаенс-функции[8], который в значительной части совпадает с содержанием компетенций комплаенс-подразделения, перечисленных, в частности, в п 5.3.2. «Антикоррупционная служба» международного стандарта[9].

Направление 3 «Периодическая оценка рисков» разработано в Отраслевой программе с учетом положений раздела 4.5 «Оценка коррупционных рисков» ISO 37001:2016, в котором установлено, что  «Организация должна регулярно проводить оценку коррупционных рисков, которая должна: a) идентифицировать коррупционные риски…; b) анализировать, оценивать и расставлять по приоритетам идентифицированные коррупционные риски; c) определять пригодность и результативность существующих мер контроля в организации для снижения установленных коррупционных рисков.»[10]

Отраслевая программа в отношении коррупционных рисков отражает рекомендации международного стандарта и фиксирует этапы оценки коррупционных рисков.[11]

В направлении 4 Отраслевой программы, которое носит название «Кодекс деловой этики и поведения, политики и процедуры», значительное внимание уделяется содержанию Кодекса деловой этики и поведения, а такой важный документ как Антикоррупционная политика упоминается, но содержание его не раскрывается. Однако этому факту можно дать логичное объяснение. Очевидно, что нет необходимости в Отраслевой программе приводить содержание этого довольно большого по объему внутреннего нормативного документа, имея в виду, что он входит в число обязательных политик и процедур, прямо перечисленных в Отраслевой программе в разделе «Обязательные локальные нормативные акты».[12] Текст  же Антикоррупционной политики АНО «МДТО» доступен на веб-сайте этой организации.[13] При анализе содержания Антикоррупционной политики обнаруживается высокая степень соответствия ее положений содержанию соответствующих положений стандарта ISO 37001. Приведем только два примера. Так, в п. 5.2. международного стандарта установлено, что «высшее руководство должно установить, поддерживать и анализировать антикоррупционную политику, которая запрещает коррупцию, требует выполнения законодательных норм по борьбе со коррупцией, применимых к организации…»[14] Аналогичные положения содержатся в разделе 3 Антикоррупционной политики АНО «МДТО»[15]. Из дальнейшего содержания п.5.2. стандарта ISO 37001 видны дополнительные требования к антикоррупционной политике, которые состоят в том, что высшее руководство должно включать обязательство постоянно улучшать систему менеджмента противодействия коррупции[16], что соотносится с п. 3.1 Антикоррупционной политики.[17].

 

         Итак, исходя из результатов приведенного анализа отдельных направлений Отраслевой программа на предмет корреспонденции с рекомендациями международного стандарта ISO 37001:2016, можно сделать вывод о значительной степени их соответствия. Вместе с тем остается поле для дальнейшего совершенствования Отраслевой программы и отработки ее содержания на предмет учета требования нового стандарта ISO 37301:2021 «Системы управления комплаенсом. Требования с руководством по применению».

 

Сертификация по ISO

 

            Сертификацию на соответствие международным стандартам можно отнести к области внешней независимой оценки, о которой говорится в направлении 11 Отраслевой программы.[18] Как отмечается в Отраслевой программе, «сертификация организации на соответствие международному стандарту ISO 37001:2016 Anti-bribery management systems «Системы менеджмента борьбы со взяточничеством» может быть продиктована необходимостью внешней независимой оценки уровня соответствия системы управления противодействием коррупции критериям данного стандарта.»[19] Данная сертификация представляется целесообразной, если организация уже имеет сертификации по другим международным стандартам или планируется активная внешнеторговая деятельность, или инвестиционный проект, в которых антикоррупционная сертификация по международному стандарту будет выглядеть убедительной для деловых партнеров. Кроме того, еще одним преимуществом сертификации по ISO 37001:2016 будет справедливая и объективная  оценка результатов деятельности организации по внедрению своей программы антикоррупционного комплаенса, такой как Отраслевая программа развития антикоррупционного комплаенса и деловой этики в организациях Московского транспорта.

Положительный эффект

Тщательная разработка концепции Отраслевой программы, включение в нее требований международного стандарта ISO 37001:2016 Anti-bribery management systems «Системы менеджмента борьбы со взяточничеством», пилотное внедрение Отраслевой программы в АНО «МДТО»  привели к значимым практическим результатам.

Отраслевая программа получила одобрение и поддержку  со стороны профессионального сообщества на различных экспертных площадках - это профильные комитеты Торгово-промышленной палаты России и Московской Торгово-промышленной палаты,  Базельский институт управления (Швейцария) и Ассоциация этики бизнеса, комплаенса и КСО.[20]  

На наш взгляд, Отраслевую программу следует отнести к лучшим практикам для включения в специальный обзор, подлежащий подготовке в соответствии с Национальным планом противодействия коррупции на 2021 – 2024 годы.

 Успешное пилотное внедрение Отраслевой программы в АНО «МДТО» позволило Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы обоснованно включить в свой план противодействия коррупции на 2021-2024 годы мероприятия по внедрению требований международных стандартов, систем антикоррупционного комплаенса и деловой этики в подведомственных  организациях.[21]

Пожалуй, главным достижением Отраслевой программы станет ее дальнейшее практическое внедрение в организациях Московского транспорта.   Этому будет способствовать активная поддержка со стороны АНО «МДТО»:  на сегодня эта организация уже подписала соглашения о сотрудничестве  с ГКУ «Организатор перевозок», ГКУ «АМПП», ГКУ ЦОДД  и ГУП «Мосгортранс»[22]



[1] Отраслевая программа доступна для ознакомления по ссылке https://mdto.ru/assets/upload/%D0%9E%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0_15.03.2021.pdf

[2] ISO 37001:2016, п.5.1.2.

[3] Отраслевая программа, с. 13.

[4] ISO 37001:2016, п. 5.1.2.b) и с)

[5]Отраслевая программа, с. 17.

[6] Там же.

[7] ISO 37001:2016, п. 5.3.2.d)

[8] Отраслевая программа, с. 17-18.

[9] ISO 37001:2016, п. 5.3.2.

[10] ISO 37001:2016, п. 4.5.1.

[11] Отраслевая программа, с. 23

[12] Отраслевая программа, с. 28

[13]https://mdto.ru/assets/upload/%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D1%80%D1%80%D1%83%D0%BF%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0.pdf

[14]  ISO 37001:2016, п. 5.2.

[15] Антикоррупционная политика АНО «МДТО», с. 6

[16] ISO 37001:2016, п. 5.2 a) и  b).

[17] Антикоррупционная политика АНО «МДТО», с. 5

[18] Отраслевая программа, с. 75-77

[19] Отраслевая программа, с. 77

[20] https://mostpp.ru/guilds_news/chleny-komiteta-oznakomilis-s-otraslevoy-programmoy-razvitiya-antikorruptsionnogo-komplaensa-i-delov/;

https://org.tpprf.ru/committee/council_komplaens/post-release/2684304/;

 https://www.rben.ru/event-2021-04-22-23;

https://www.rben.ru/event-2021-06-02;

https://baselgovernance.org/blog/developing-ethics-and-compliance-programme-moscow-city-transport-organisations-and-beyond

[21] https://www.mos.ru/dt/documents/prikazy-i-rasporiazheniia-departamenta/view/258835220/

[22] https://mdto.ru/sobyitiya/ano-%C2%ABmdto%C2%BB-i-gup-%C2%ABmosgortrans%C2%BB-zaklyuchili-soglashenie-o-vzaimodejstvii-v-oblasti-antikorrupczionnogo-komplaensa.html