Ильсур Ахметшин

Президент Ассоциации этики бизнеса, 

комплаенса и КСО

 

 

Совершенствование антикоррупционных программ в государственных организациях на примере Отраслевой программы развития антикоррупционного комплаенса и деловой этики в организациях Московского транспорта

 

 

 

Настоящая статья посвящена актуализации содержания внутрикорпоративных антикоррупционных документов за счет использования международного стандарта ISO 37001:2016 «Системы менеджмента противодействия коррупции. Требования и рекомендации по применению». 

В первую очередь будет проанализировано направление «Лидерство», которому в типовых документах и локальных нормативных актах государственных организаций  не придается должного внимания. 

В качестве примера усовершенствования антикоррупционных нормативных актов государственной организации в статье проводится анализ антикоррупционных документов Автономной некоммерческой организации «Московская дирекция транспортного обслуживания» (АНО «МДТО»), которые были ею значительно скорректированы в ходе пилотного внедрения  Отраслевой программы развития антикоррупционного комплаенса и деловой этики в организациях Московского транспорта (Отраслевая программа).[1]

 

ISO 37001:2016 о лидерстве

 

Использование контента международного стандарта ISO 37001:2016 «Системы менеджмента противодействия коррупции. Требования и рекомендации по применению» в антикоррупционных документах государственных организаций представляется особо важным по функционалу руководства организаций, обеспечивающего «тон сверху» и его лидирующую роль в системе управления антикоррупционной деятельностью.

Нужно предварительно отметить, что международный стандарт определяет руководство организации терминами «top management» (топ-менеджмент) и «governing body»[2] (управляющий орган), что по их смыслу в российских государственных организациях корреспондирует соответственно с а) исполнительным органом  (единоличным или коллегиальным[3]) и с б) единственным учредителем/советом директоров[4].   

Какие конкретные требования по лидерству устанавливает международный стандарт в отношении деятельности руководства организации?

Согласно п. 5.1.1. международного стандарта ISO 37001:2016, governing body организации должен демонстрировать свое лидерство через следующие действия:

a)     утверждение антикоррупционной политики,

b)    обеспечение согласования стратегии организации и антикоррупционной политики,

c)    периодическое получение и рассмотрение информации о содержании и функционировании системы антикоррупционного менеджмента,

d)   обеспечение выделения и использования достаточных и надлежащих ресурсов для эффективного функционирования системы антикоррупционного менеджмента,

e)    осуществление надлежащего надзора за внедрением системы антикоррупционного менеджмента со стороны top management’а и ее эффективностью.

При этом исполнительные лица/органы организации, “top management”, проявляют требуемое лидерство через:

a)    обеспечение соответствия системы антикоррупционного менеджмента идентифицированным коррупционным рискам,

b)   обеспечение интеграции требований системы антикоррупционного менеджмента в бизнес-процессы организации,

c)    использование достаточных и надлежащих ресурсов для эффективного функционирования системы антикоррупционного менеджмента,

d)   обеспечение внутренних и внешних коммуникаций в отношении антикоррупционной политики,

e)    обеспечение внутренних коммуникаций о важности эффективности и соответствия требованиям системы антикоррупционного менеджмента,

f)     обеспечение надлежащего дизайна системы антикоррупционного менеджмента для достижения ее целей,

g)   руководство вовлечением персонала  в повышении эффективности системы антикоррупционного менеджмента и его поддержка,

h)   продвижение антикоррупционной культуры внутри организации,

i)     содействие  постоянному улучшению системы антикоррупционного менеджмента,

j)     поддержка соответствующих уровней руководителей  в демонстрации их лидерства, направленного на предупреждение и обнаружение коррупции в зонах их ответственности,

k)   стимулирование использования каналов сообщений о фактах предполагаемой или реальной коррупции,

l)     обеспечение отсутствия   преследования персонала его дискриминации или дисциплинарного воздействия за сообщения о фактах предполагаемой или реальной коррупции, совершенных по доброй воле или  на основе обоснованных подозрений в совершении нарушения антикоррупционной политики, или отказа от участия в коррупционных действиях.

m) периодических отчетов вышестоящему органу о содержании и функционировании системы антикоррупционного менеджмента и о случаях коррупции.[5]

Уточнив, какие требования по лидерству предъявляет международный стандарт ISO 37001:2016, давайте перейдем к содержанию Отраслевой программы развития антикоррупционного комплаенса и деловой этики в организация Московского транспорта и к локальным нормативным актам АНО «МДТО».

Включение требований ISO 37001:2016 о лидерстве в Отраслевую программу и антикоррупционные документы АНО «МДТО»

 

 

         Отраслевая программа содержит корреспондирующий международному стандарту раздел – «Лидерство руководства», который в самом начале определяет, что лидерство является «базой, на которой основана антикоррупционная стратегия как всей отрасли, так и конкретной организации.»[6]

            Анализ содержания рассматриваемого раздела Отраслевой программы обнаруживает, что при формулировании ее положений   разработчикам удалось учесть требования международного стандарта в значительной степени. Проиллюстрируем это на двух показательных примерах.

Отраслевая программа прямо указывает, что руководитель организации Московского транспорта «обязан выделять необходимые ресурсы (человеческие, технические, административные) для внедрения Отраслевой программы в своей организации»[7]. Эта обязанность соответствует требованию международного стандарта об использовании руководителем «достаточных и надлежащих ресурсов для эффективного функционирования системы антикоррупционного менеджмента»[8]. 

Международный стандарт также выделяет такое требование к руководству как «обеспечение внутренних и внешних коммуникаций в отношении антикоррупционной политики»[9], при этом Отраслевая программа отмечает чрезвычайно важную роль руководителя организации во внутренних и внешних антикоррупционных коммуникациях. В Отраслевой программе установлено, что «периодическое появление руководителей во внешнем медиа-пространстве с тематикой деловой этики и профилактики коррупции будет работать на позитивный имидж организации. Внутренние антикоррупционные и этические коммуникации с участием высших руководителей повышают внимание сотрудников к новостям в этих областях и формируют у них образ честного руководителя[10].

Антикоррупционная политика АНО «МДТО»[11] специально  выделяет принцип личного примера руководства  и отмечает, что руководству организации принадлежит ключевая роль «в формировании культуры нетерпимости к коррупции, в создании внутриорганизационной системы предупреждения и противодействия коррупционным проявлениям».[12]   Важно подчеркнуть, что приведенная выдержка перекликается с требованиями  международного стандарта, в котором говорится таких требованиях к руководству организации, как «обеспечение надлежащего дизайна системы антикоррупционного менеджмента для достижения ее целей»[13] и «продвижение антикоррупционной культуры внутри организации»[14].

Как видно из приведенных примеров, антикоррупционные программы и документы государственных организаций, в частности Отраслевая программа и Антикоррупционная политика АНО «МДТО», при использовании положений международного стандарта ISO 37001:2016 получают новое содержание, улучшают  свое качество и совершенствуют в целом корпоративную систему антикоррупционного менеджмента. 

 

 

 



[1] Отраслевая программа доступна для ознакомления по ссылке https://mdto.ru/assets/upload/%D0%9E%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0_15.03.2021.pdf

[2] International standard ISO 37001:2016.  Anti-bribery management systems — Requirements with guidance for use, п.п. 3.5 и 3.6.  

[3]  Также, по нашему мнению, к top management относятся заместители генерального директора/председателя правления и другие руководители подразделений организации, имеющие прямое функциональное подчинение первому исполнительному руководителю.

[4] То есть таких органов управления организации, которым подотчетны органы и лица, относящиеся к top management

[5] См. International standard ISO 37001:2016.  Anti-bribery management systems — Requirements with guidance for use, п.п. 5.1.1. и 5.1.2. Следует отметить, что перевод на русский язык выполнен нами самостоятельно, поскольку имеющиеся переводы этого международного стандарта, на наш взгляд,  оставляют желать лучшего.

[6] Отраслевая программа, с. 12

[7] Там же.

[8] International standard ISO 37001:2016.  Anti-bribery management systems — Requirements with guidance for use, п.п. 5.1.1.d) и 5.1.2. c).

[9] Там же, п. 5.1.2. d).

[10] Отраслевая программа, с. 12

[11]https://mdto.ru/assets/upload/%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D1%80%D1%80%D1%83%D0%BF%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0.pdf

[12] Антикоррупционная политика АНО «МДТО», п. 3.7.1.

[13] International standard ISO 37001:2016.  Anti-bribery management systems — Requirements with guidance for use, п. 5.1.2.f).

[14] Там же, п. 5.1.2.h).